Внимание к индивидуальности как условие воспитания всесторонне развитой личности

Деятельность человека — это последовательность удовлетворения потребностей и реализации целей. Происходит этот процесс в обществе и сопровождается общественными отношениями, таким образом составляя целостность жизни. Те же общественные отношения невозможны без проявления внимания и интереса человека к человеку. Данный аспект очень точно описал философ Э. Ильенков: «Научить ребенка (да и только ли ребенка?) чему-либо, в том числе и способности (умению) самостоятельно мыслить, можно только при внимательнейшем отношении к его индивидуальности. Старая философия и педагогика называла такое отношение «любовью»» [1, с. 205].

Ключевым моментом этой мысли есть именно отношение, а не индивидуальность. Отношение – интерес, который нельзя заменить ничем. Проявлять интерес – значит уделять время, учить чему-то и учиться у другого, уметь замечать проблему и искать ответы на волнующие вопросы сообща.

В.А. Босенко акцентировал внимание на том, что даже «у школьника должны быть нормой заботы вселенского масштаба. Он должен чувствовать себя творцом, революционером» [2, с.312]. Формируется такой интерес у детей благодаря примеру того самого интереса. Проявляя интерес к его потребностям, фразам, переживаниям родители показывают любовь. Спросить ребенка «как ты думаешь, почему так произошло?» – значит интересоваться его мнением, показывать ему, что оно важное. Ребенок, которого любят, будет учиться этой любви. Сухие фразы «успокойся» и «не плачь» вызывают мысль «я никому не нужен» и порождают безразличие. Важно уметь ставить себя на его место и показывать что «человеку нужен человек». Проявляя интерес мы тем самым ставим перед собой новую задачу и цель, получаем новые вопросы, продолжая цепочку деятельности. С каждым новым вопросом, выраженным небезразличием, в полной мере реализуется потребность жизни человека.

А.С. Канарский в «Диалектике эстетического процесса» определяет интерес как «единственную потребность, необходимость осуществление которой диктуется не просто желаниями, намерениями, рассудком человека, но и всем существом его реального бытия. поэтому вопрос о реализации или нереализации такой потребности ставится не из прихоти, а как реальное решение дилеммы бытия и небытия человека собственно человеческой личностью» [3, с.158]. Тогда вопрос потребности в самой жизни в целом ставится острее. Ведь удовлетворив отдельную потребность мы приходим к удовлетворению всей сущности человека.

Г. Гегель первым показал заинтересованность как движение самой жизни человека: «то, к чему человек не может быть в высшей степени небезразличным, то, что составляет предел его интереса — есть движение жизни, в котором осуществляется цель, смысл бытия. Это — единственная потребность, необходимость которой диктуется не просто желаниями, намерениями, рассудком человека, но и существом его реального бытия» [3, с.161]. В данном аспекте внимание к индивидуальности становится одним из определяющих саму жизнь. Ту жизнь человека, которая неотъемлема от общества, в котором он реализует все свои потребности. Важно понимать: если у человека возникает какая-то проблема или желание, то, вероятно, рядом есть люди, которые тоже столкнулись с этим. Или, более того, уже имеют идеи, в каком направлении следует двигаться, чтобы осуществить задуманное. Благодаря такому общему интересу формируется коллектив, который разрушает безразличие как таковое к тому или другому вопросу. Ценность интереса коллектива состоит в том, что он каждый раз ставит перед собой новые цели, тем самым уменьшает риск человека остаться одному.

Интерес друг к другу помогает удовлетворять потребности и учит отдавать больше, чем требовать себе. Счастливыми ведь хотят быть все, а для этого нужно постоянно действовать. Самое первое, что может сделать человек — проявить интерес к окружающему миру. Это и будет тот шаг, который зачастую называют «начать с себя». А это значит учиться думать и чувствовать не только от себя и собственного мировосприятия, а от лица мира в себе.

Список использованных источников:
1. Ильенков Э. Об идолах и идеалах. 2-е изд. К.: «Час-Крок», 2006. – с. 312.
2. Босенко В.А. Воспитать воспитателя : заметки по философским вопросам
педагогики и педагогическим проблемам философии / В.А. Босенко. – Киев : ВСР, 2004. – 349 с.
3. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса Монография. — Киев:
Мироновская типография, 2008. — 379 с.

[Впервые опубликовано в сборнике: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «Філософія і художня література в хронотопі технічного вузу» (8 листопада 2018 р., м. Київ) / Укладачі: Б.В. Новіков, О.В. Гавва, С.В. Алушкін – К.: ТОВ НВП «Інтерсервіс». – 144 с. – стор. 93-94].

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.