«Властелин Колец» – не просто сказка

лотр1

Каждый трактует смысл «Властелина колец» по-разному. Кто-то узрел в сюжете библейские рассказы, другие – критику глобализации и технологической революции, третьи вообще – проблему наркозависимости. Но нельзя отрицать одного…

Однажды один мой приятель весьма нелестно отозвался о фильме «Властелин колец»: «Он беспонтовый и скучный, в нем нет никакой важной идеи или проблемы. И вообще, фэнтези – устаревший и глупый жанр». Книгу он, конечно же, не читал, но не в этом была причина моего категоричного несогласия – мой собеседник свою точку зрения высказал, но никак её не аргументировал. Глупо отрицать наличие смысла у любого художественного произведения, более того, не зная первоисточника (если таков имеется) и истории самого автора. Неспроста же Джон Толкин перенес нас в выдуманную вселенную, а главных героев вообще, так сказать, обделил физическими данными. Почему «Властелин колец» – не просто очередная сказка с хеппи-эндом? Давайте по порядку.

Джон Толкин считается отцом того самого героического фэнтези, каким мы его знаем сегодня, и это не удивительно. Он был мастером слова не только как профессор филологии Оксфордского университета, но и от Бога, имел феноменальное воображение, отличался исключительным перфекционизмом. Всю свою жизнь он посвятил изучению скандинавской и кельтской культуры, оттуда в его произведения и пришли эльфы, тролли, гномы и прочие сказочные существа.

Но не только лишь интересами и профессиональной сферой деятельности можно объяснить появление «Властелина колец». В первую очередь – это эпическое фентези, а сэр Джон не понаслышке знал о том, что такое война. Потеряв большинство своих товарищей на полях боя в Первой мировой, став свидетелем еще более жестокой Второй, Толкин безусловно не мог молчать о всех пороках человечества. Он выдумал отдельную вселенную, частью которого стало Средиземье – райский материк, богат реками и озерами, горными рудниками, широкими и умиротворяющими полями. Его населяют существа со своей многотысячной историей, фольклором, традициями и даже языками (выдуманные языки эльфов Квенья и Синдарин позаимствованы у тех же скандинавов). Но ничто не идеально: у всего на свете, пусть оно и выдуманное, есть своя противоположность. А за мир во всем мире приходится бороться.

Безусловно, причиной этой борьбы является главная тема романа, актуальная на все времена – ослепляющая власть, и символизирует её в данном случае именно Кольцо Саурона. Думаю, часто нам приходилось слышать «Вот взять мы мне бразды правления в свои руки, я бы э-ге-гей че наделал»! Но только самые благородные, мудрые и сильные духом могут грамотно распоряжаться этим даром. В других случаях, рано или поздно власть бьет в голову, затуманивает разум, толкает на злые поступки.

Эта проблема, можно сказать, показана нам с двух сторон, первая из которых (менее глобальная, поэтому начинаю с неё) – жажда тупого и слепого обладания чем-либо. Собственно, здесь и кроется причина того, что одним персонажам, как например Бильбо и Горлуму, хватало просто обладать Кольцом. Линия несчастного Горлума – яркий образец того, что с человеком делает сильное желание бессмысленного материального обладания, жажды иметь всё и только для себя одного. Результат очевиден – отсутствие здравого смысла, подмена ценностей, жестокость, подлость, что в итоге ведет к полному одиночеству. Лишение человека своего предмета вожделения лишает его смысла жизни, поэтому героям, которые владели Кольцом, так тяжко расставаться с ним, они готовы ради него на гнусные поступки (сплошь и рядом подобное можно наблюдать и сегодня).

Второй частью проблемы желания власти, точнее, её последствием, безусловно, является вечная тема борьбы добра со злом и её наиболее крайняя степень – война. Как и было сказано ранее, Толкин знал, о чем писал, хотя и постоянно отрицал, что в романе присутствует параллель с реальными событиями Второй мировой войны. То есть сэр Джон не пытался осудить одну конкретную страну и конкретного человека. Его целью было сказать людям: «Посмотрите, что ВЫ делаете, куда ВАС заведет эта жестокость и алчность». 

Здесь нельзя не упомянуть злободневность этой темы, что наиболее трогает. Толкин поднимает тему доблести и чести, чего в нашем мире так не хватает. Благородство и отвага воинов изумляет, чего более стоит тот факт, что правители государств защищают свою землю, ведут на битву и воодушевляют на победу свой народ. Они погибают со своими родными сыновьями, сражаясь с равными себе солдатами в первых рядах.

“Война неизбежна, если мы защищаем свою жизнь от супостата, но я люблю меч не за то, что он острый, и стрелу – не за её полет, а воина за силу. Я люблю их за то, что они защищают родину: её красоту, древность и мудрость.”

                                                                                                                                        (Фарамир, «Две крепости»)

Каждая страница пропитана надеждой и верой в победу добра. Даже в самый трудный час нужно помнить и думать о хорошем.

 – Будешь выполнять мои поручения, беседовать со мной, когда будет время. Петь умеешь?

 – Умею, – обрадованно кивнул Пипин. – «…» Но наши песни не очень-то годятся для дворцовых покоев, да и для тяжелых времен тоже. Самое страшное, о чем поют в Шире – это ветер или дождь, а так все больше о смешном, о пирушках, например… – Тут он и вовсе смешался и умолк.

 – Так почему бы тебе не спеть об этом в моем дворце? – усмехнулся Денетор. – Над Гондором давно сгущается мрак, приятно было бы услышать, что есть еще незатемненные земли. Нам бы тогда казалось, что труды наши не пропали даром.

                                                                                                                                              («Возвращение короля»)

Однозначно стоит упомянуть о благоразумности и человечности, которые так важно сохранять даже в самые жестокие времена. Олицетворением этого в романе является старый добрый маг Гендальф, мудрый советчик и наставник. Он становится сдерживающим барьером для многих героев, что в порыве гнева и жадности, идут на безумные поступки.

Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших – жизни. Ты можешь вернуть её им? То-то же. Тогда не спеши осуждать и на смерть.

                                                                                                                               (Гендальф, «Братство кольца»)

Тему героизма, появляющегося оттуда, откуда его не ждут, можно продолжать очень долго. Её раскрывают те самые хоббиты из страны Шир. Это абсолютно мирный, дружелюбный и работящий народ, они чрезвычайно любят свою землю, поэтому главный их труд – земледелье. Полурослики почти никогда в жизни не покидают родных мест и не уходят за границы Шира. Крошечные, ростом даже меньше гномов, больше всего после растущих на их огородах травок и грибов, они любят опрокинуть пару пинт эля в ближайшей корчме, пыхтя трубочкой и напевая беспечные песенки.

Пусть ветер свищет злую весть и пусть грозит бедой –

Не унываю, если  есть бутылка не с водой.

                                                                                                  (Песенка Сэма и Пипина, «Братство кольца»)

Более того, изначально каждая раса в Средиземьи имеет собственный ограниченный характер и модель поведения. Эльфы – мудрые в силу своего бессмертия, гордые лучники и ювелиры, люди – силачи и мастера конной езды, гномы – выносливые воины, шахтеры и кузнецы, орки – склочные и озлобленные пешки, ну и хоббиты – домоседы с явной алкогольной и табачной зависимостью. И в этом главное чудо романа – Толкин выходит за рамки шаблона эпоса, главные подвиги в нем совершают не опытные и могучие воины, а миролюбивые карлики, самым смертоносным оружием которых мог быть бы разве что нож для масла.

Именно среди них и находятся ничем непримечательные главные герои: Фродо, Сэм, Мери и Пипин, которые в строю с сильнейшими людьми, эльфами и гномами бросили вызов злу. Преданный и отважный Сэмиус Гэмджи, садовник Беггинсов, оказывается самым преданным персонажем, готовым даже погибнуть, лишь бы друг и хозяин исполнил свою важную миссию. Сам же Фродо Беггинс тоже оказывается не бог весь каким полуросликом. Он вынес страдания под чарами Кольца и дошел до победного конца, при этом сохраняя свою человечность и  принимая сложные судьбоносные решения. Отличились и Мери с Пинином, совсем юные, неуклюжие и болтливые, они стали настоящими воинами королевств людей и свершили великие подвиги. В общем, не все так просто, как кажется на первый взгляд, настоящие герои обитают среди нас и живут внутри каждого.

Через десятки превосходных героев, Толкин раскрывает немало других проблем в романе: важность единения человека с природой, ответственность за свои действия и желания, родительская забота и любовь, радости жизни и страх смерти, неизбежность судьбы и смирение. Вложив в написание романа больше 10 лет, он довел его до совершенства, потратив на издание еще добрых 6 лет.

В итоге, книга была опубликована в 1954 году, когда мир недавно оправился от жестокости Второй мировой войны, и назревали все новые военные конфликты. Неудивительно, что хипующая молодежь США, окрыленная идеями мира на Земле, приняла «Властелин колец» на ура вначале 60-х, а Толкина провозгласила своим героем (чего он сам ну никак не ожидал). Это и сыграло ключевую роль в том, какое место произведение занимает сегодня, ведь никто не хочет, чтобы разрушение и смерть постучали к нему в дом. Более того, жанр эпического фэнтези до этого, можно сказать, не существовал вообще, истории про волшебников, гномов и драконов отождествлялись с простыми сказочками, а никак не с героическим романом.

В конце концов, каждый трактует смысл «Властелина колец» по-разному. Кто-то узрел в сюжете библейские рассказы, другие – критику глобализации и технологической революции, третьи вообще – проблему наркозависимости. Но нельзя отрицать одного: Толкин безусловно верил в добро и хотел, чтобы в него верил каждый. Уверовавшие толкинисты продвигают в мир идеи мирного и гармонического сосуществования, они по сей день создают новые слова на Синдарийском, пишут и снимают фанфики, а после смерти мечтают попасть в Средиземье. Они, как и автор, осознали, что каждый из нас может исправить этот мир к лучшему.

Автор: Ира Елисова

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *