О правде и истине в фильме «Урок литературы»

“Завуч нашей школы живет одна, работает она хорошо, в этом смысл ее жизни. Я тоже живу один, работаю я плохо, а смысл моей жизни, если он и есть, точно не в этом.” Так начинает свой рассказ 25-летний учитель в фильме “Урок литературы”.

Константин Михайлович на уроки опаздывает, говорит монотонно, спрашивает “почему не убрано в классе” только потому, что надо спросить. Воспитательных целей для учеников в его замечаниях и вопросах нет. На его уроках царит беспорядок: ученики обмениваются записками, сидят на шкафу, а литературой не то что не увлечены, к ней они равнодушны. Впрочем, как и сам учитель, пересказывающий хрестоматию.

Он отдаёт себе отчёт, что работа ему неинтересна. А ведь он учит будущее поколение, это же ответственность! Не может он и дальше придумывать оправдания, не хочет думать о нелюбимой работе и нежелании просыпаться по утрам. Константин Михайлович принимает решение целый день говорить только правду. Раз уж ему быть честным, то до конца: и с собой, и с людьми. Казалось бы, хорошая затея: никакого обмана и совесть чиста. Герой за «честный день» переживает больше, чем за последние месяцы.

На очередной урок приходит проверка, а учителя нет. В таких случаях педагоги стараются показать себя в самом лучшем свете. Но не в этот раз. Константин Михайлович опаздывает и проводит урок с беспорядком и ленью. Не пытается казаться лучше, чем на самом деле. Урок проваливается, но учитель не испытывает никаких угрызений совести: разве только за то, что долго обманывал. Кажется, уже от того, что ему не пришлось врать, он почувствовал облегчение. А, может, и задумался, чтобы бросить все. От этого его удерживает только любимая девушка. Правда, у нее есть мама, которую она любит и слушается каждого слова. Мама же считает, что дочь достойна лучшего мужа, чем учитель без квартиры и с маленькой зарплатой.

В момент отчаяния и неуверенности у Кости появляется друг Савелий. Правда, знакомы они от силы пару часов. Хотя и продолжается их знакомство от силы пару часов, он пытается помочь учителю. Но вместо этого контролирует все, раздает ненужные указания, которых никто не спрашивал, высказывая “единственно верную точку зрения”. Кажется, это альтер-эго самого Кости. Савелий не дает Косте шагу ступить одному и освобождает от принятия собственных решений, выдавая сразу готовые ответы. Когда дело доходит до конфликта с девушкой, он безразлично бросает: «Да не унижайся ты, другую найдем!»

Константин Михайлович в свой “честный день” теряет все, что его держало: и девушку, и работу, и новоиспеченного друга. Значит ли это, что говорить правду не всегда хорошо, это может испортить отношения с близкими, лишить работы? Константин Михайлович понимает, что переступил черту взрослости. Главное, что это случилось – и не важно когда.

“Переходный возраст — это когда перестаешь задавать вопросы окружающим и начинаешь задавать их себе. Я делал вид, что могу их чему-то научить, хотя точно знал, что ничему их научить не могу. У меня был учитель литературы, и он говорил нам, что даже стихи нельзя просто заучивать наизусть, – любить надо или ненавидеть, – и еще что никогда и никому нельзя изменять, и себе тоже. Я устроился в школу учителем – а им нельзя устраиваться, им надо быть! Наверное, самое трудное сказать правду себе – я сегодня себе сказал. Я ухожу.”

Константин Михайлович – пример хорошего человека, но плохого учителя, которому не хватает ответственности и взрослости. Теперь он уходит – впереди следующий рубеж. За этим рубежом будет новая работа, друзья, девушка. Его ждет немало трудностей – он ведь хочет быть кем-то. Это не значит, что он достигнет понимания правды, в один момент решив быть честным. Правда – такой же процесс, как и сама жизнь. Герой фильма не просто понял, что обманывает и себя, и других. Сначала ему подходила такая жизнь, но раз за разом он сталкивался с ошибками и увидел как вчерашняя правда превращается в ложь. Никто не гарантирует, что завтра не случится то же самое. Принять сиюминутное решение за единственно верное – значит поддаться настроению, субъективному суждению, остановить процесс жизни. Подлинная правда очень сложна и требует силы каждый раз задавать себе вопрос: “А что если всё на самом деле не так?”

Автор: Виктория Пигуль

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.