“Мир Софии” – книжка, которую я давно хотела написать

«В основании тех идей, в которые я верю,
стояли и греки, и евреи»

Ю.Гордер

Садиться писать такой текст (обзор на произведение искусства) нужно только после очень долгого трудового дня с большим количеством впечатлений. Тогда есть вероятность, что герои, которых я упомяну, смогут вырваться со страниц или хотя бы вставить что-то между строк.

Итак, дочитав одним залпом оставшиеся страницы и дождавшись трёх часов ночи – я приступила.

Книга эта попала мне в руки случайно. Сидя однажды ночью в фейсбуке, я занималась банальным сёрфингом среди публикаций. Внезапно моё внимание остановилось на неком списке книг, рассортированных по годам. Автор списка спрашивал: читал ли ты книгу, которая стала бестселлером в год твоего рождения?

Когда я просмотрела список, то была разочарована. Большую часть этих книг я давно прочитала, либо же хорошо знала их сюжет или видела экранизацию Только об одной книге из списка я не слышала ни разу, да и имя писателя было мне не знакомо. Сделалось даже немного обидно.

Году моего рождения соответствовала книга “Мир Софии” Юстейна Гордера.

Вооружившись гуглом, первое что я узнала – это то, что книга написана норвежцем, второе – что по ней снят самый дорогой фильм (даже, мини-сериал) в истории Норвегии. Она не переставала меня удивлять. Но каким же прекрасным и радостным было моё ошеломление, когда я узнала содержание этого романа.

Оказалось, что «Мир Софии» – это та книга, которую я так давно хотела написать. И я уверена, что многие из вас тоже мечтали об этом. А именно – это учебник по философии в форме художественной книги.

Роман открывается тем, что 14-летняя девочка София вдруг начинает получать странные записки с вопросами. Первая записка состояла всего из одного вопроса – “Кто ты такая?” Спустя несколько дней София вместо короткой фразы получает уже несколько плотно исписанных листов с ответом. Некто неизвестный сообщает девочке, что её ждёт изучение философии. Далее всё было так же просто: вечером София получала вопросы, которые помогали ей настроиться на будущий ответ, а утром ей приходил конверт с большим письмом. Непонятным оставалось только одно: кто этот странный учитель? Об остальных сюжетных изысках, я, пожалуй, промолчу, чтобы не портить эффекта, но, поверьте, их там предостаточно – Гордер всё-таки современный писатель, который умеет увлечь и современного читателя.

Моё понимание некоторых учений или решения философских проблем не всегда совпадало с авторским, но в книге можно найти массу интересных фактов, о которых вы, скорее всего, не услышите в ВУЗе, даже учась на философском факультете. Например, что общего между учениям Демокрита с консруктором Лего; когда было доказано наличие яйцеклеток у млекопитающих; кто такая Хильдегарда Бингенская; кто первым в истории поставил вопрос о человеческом достоинстве; какие значительные идеи пришли в мир из Скандинавских стран. Учитель философии не забыл упомянуть и о том, что философия является не только “любовью к мудрости”, а и системой знаний, взглядов, мировоззрений, которая может быть чётко упорядочена: есть материалисты и идеалисты, эмпирики и рационалисты, метафизика и диалектика. Он не отдаёт всю историю мышления на откуп отдельным индивидам и их личному мнению.

Порадовало и то, что Гордер последовательно и методично доказывает, что не бывает «плохой» или «хорошей» философии, что у каждого мыслителя, наследие которого дошло до наших дней, есть важные постулаты и открытия, –  и, самое главное, Гордер показывает, насколько важно на протяжении всей жизни сохранять умение удивляться и задавать вопросы.

Книга помогает не только упорядочить свои знания по истории философии. Она имеет и интересную художественную завязку, в ней также присутствует игра с читателем и попытка разрушить «четвёртую стену».

Стоит с осторожностью относиться к оценке и анализу самим автором тех философских течений, которые он упоминает. Меня, например, порадовало то, что в ХХ веке он решил не уделять отдельного внимания аналитической философии, но вот отсутствие упоминаний о структуралистах было странным. Так или иначе, во всём прослеживается идеализм автора, несмотря на то, что значительная часть произведения заканчивается упоминанием о том, что наш мир намного более волшебное и интересное место, чем любая вымышленная фантазия.

К сожалению, выяснилось, что курс философии, изложенный даже в такой интересной и необычной форме, не каждому читателю по зубам. Оказалось что добрая половина рецензий, опубликованных в интернете, имеют именно такой смысл.  «Да что вы говорите? Уважаемый автор, вы наверное ни одного подростка этого возраста не знаете, раз пишете такую чушь. В 14 лет преобладает юношеский максимализм и преувеличение проблем, а также заниженная самооценка, когда подросток недоволен собой, своей внешностью, своими делами и т.д, а тут героиня в 14 лет считает себя центром Вселенной», – утверждает читатель.

Как сказал бы Альберт Нокс (учитель философии в произведении), автор этой рецензии слишком глубоко спрятался в шерсть белого кролика, которого вытащили из шляпы, и ему не видно, что вокруг существует огромная Вселенная.

Конечно же, автор откусил слишком большой кусок пирога: такую сложную творческую задачу, как написание художественной книги об истории философии, едва ли можно выполнить блестяще с первого раза, да ещё и работая в одиночку. Но его попытка не может не вдохновлять. Более того, мне кажется очень естественным, если появятся те, кто, прочитав его книгу, вдохновятся написать её продолжение или ещё одну рекурсию всех событий, которые там произошли.

Сама цель произведения остается светлой и правильной – создать учебник по философии для детей. К этой задаче в новейшее время писатели обращаются уже не впервые.

В Древней Греции граждане с относительно раннего возраста приобщались к философии. То же самое могли себе позволить богатые семьи в период феодализма. Конечно, случаев, когда философия не превращалась в мудрствование и самое наглое разглагольствование, было не так уж и много. Но они были. Да и то, что дети и юноши упражнялись, так сказать, в философствовании, говорит о пользе, извлекаемой ими из этого занятия. Философия была для них основой целостной картины мира; без целостного видения всего сущего жить, согласитесь, гораздо сложнее. В наше же время философия в массе своей считается чем-то отвлеченным, а порой и вредным, – в любом случае, не детским занятием (можно подумать, что и комментаторы начинают её изучать, достигнув «зрелого» возраста).

Возможно, и у вас тоже возникнет вопрос: зачем вообще нужна философия в современном мире, особенно тем, у кого на носу ДПА и ЗНО? Как это часто и случается, мы начинаем давать оценку нашим представлениям, а не реальным явлениям и предметам, которые существуют в объективном пространстве. Также и в этом случае, – говоря о подростках и их будущем, мы объективируем их, делая из них то, чем они сами не являются. В частности, исследования подтверждают, что подавляющее большинство подростков интересуются философскими темами и ощущают нехватку в их обсуждении.

Всё начинается, конечно, с того, что мы называем «экзистенциальными вопросами»: когда человек задумывается над тем, кто он, а кто другие люди; что делать с тем, что ты смертен и т.п. Часто с этих вопросов и начинается его философское познание. Именно тут важно наличие сообщества, в котором можно поднять эти вопросы, обсудить, узнать о том, что они волнуют не только тебя. Тогда естественно возникают и новые вопросы: есть я, есть другие, но что всех нас делает людьми? почему всё устроено так, как устроено? почему мир таков? В поисках причины мы приходим и к целеполаганию, но уже не внешнему, изначально заданному, а к тому, которое создаём сами в данный конкретный момент.

Вспомню о том, что Сократ обратил внимание на первостепенность диалога, а Платон на важность внутреннего диалога. В воспитании оба этих момента также можно назвать ключевыми. Первый – детская «почемучка», когда отвечая на вопросы ребёнка, взрослые формируют у него способность к диалогу, к правильной постановке вопросов, к логичной последовательности мысли. Второй – приобретение хорошей привычки к чтению, благодаря которой и вырабатывается внутренний диалог. Ведь его тоже нужно уметь вести.

Отсутствие новой хорошей художественной литературы – это действительно проблема. Такая же, как отсутствие системного подхода в изучении философии, формирования культуры мышления; отсутствие ответов на действительно важные жизненные вопросы. Читая «Мир Софии», неизбежно развиваешь свой внутренний диалог и узнаешь больше о том, что тебя волнует.

Помимо истории философии, автор даёт неплохой экскурс во всю культуру, знакомит читателя с норвежскими авторами, цитирует множество стихотворений. Одно из них, например, стало эпиграфом ко всей книге, раскрывая смысл всего произведения:

Кто, осмыслив ход столетий,

Не построил жизнь толково,

Тот живи себе в потёмках,

Прожил день – и жди другого.

(И.В. Гёте)

У меня есть подозрение, что при помощи этой книги Гордер и попытался «построить свою жизнь толково», помочь другим людям осмыслить течение столетий в мировой философии. Или даже поступить в согласии с идеей другого почитателя Гёте, одного из самых значительных философов всех времён: по его словам, дело философии состоит в том, чтобы изменить мир, а не только объяснить его.

Ещё одной немаловажной для автора темой было освещение деятельности ООН. Сведения об этой организации в романе встречаются много раз. В какой-то главе автор даже приходит к выводу, что ООН – это именно та организация, которая поможет воплотить идею Канта, изложенную в письме «К Вечному миру». В 1997 году Гордер вместе со своей женой Сири Данневиг учредили «премию Софии», которая ежегодно присуждается за достижения в области «экологии и развития». Денежный эквивалент премии составляет около 100 тысяч долларов США.

Мог ли Юстейн Гордер не написать эту книгу? Думаю, что нет. Она была написана на сломе эпох. Для автора это время также было переломным жизни: подведение итогов своему отрочеству и ранней молодости, вступление в зрелость. Во всём мире книга стала бестселлером – было продано более 12 миллионов экземпляров! Не скажу, что этот показатель является решающим, но в некоторой мере он несомненно выражает общественную потребность в серьёзных мыслях и осознанных поступках. В нашей стране она не вызвала особого ажиотажа вероятнее всего потому, что вышла в год развала СССР. Но радует, что в прошлом году этот роман был переиздан на русском языке.

Когда вы будете читать книгу, представьте, что вам снова 14-15 лет. Перед вами огромный мир и огромное будущее, о котором страшно задумываться, но и невозможно не думать. Что вы смогли бы сделать – так это посмотреть на мир из себя, а потом на себя сквозь весь мир и осознать, что вам подвластно всё.

Как сказал сам Гордер в интервью: «Хорошая детская книга всегда интересна и взрослым, но не наоборот».

Текст: Виталина Кизима

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *