Мультфильмы для самых маленьких: стоит ли, какие и в чём проблема

Антон Семёнович Макаренко говорил, что смотреть фильмы детям стоит нечасто — два раза в месяц. Про мультики он ещё ничего не говорил, но современные специалисты рекомендуют не больше 20 минут в день и начиная с двух лет. Это очень сложно реализовать, учитывая, что сами родители в экранах постоянно, даже работа большинства родителей, если глянуть со стороны, — это просмотр чего-то на экране. Судя по тому, что часто вижу на улице, показывают мультики малышам гораздо чаще. Недавно видела, как годовалый ребёнок смотрел что-то с телефона, сидя в машинке, на которой его везли к площадке. Его мама кому-то рядом сказала, что он иначе ехать на улицу отказывается. А в кофейне я познакомилась с женщиной, которая показывает мультик мальчику двух лет во время еды. Говорит, иначе сын начинает играться и мешает ей кормить его. 

Дети не могут сидеть сложа руки, у них есть потребность в движении, задача взрослых — открыть мир культуры, то есть направить движения ребёнка в нужное русло. Тогда малыш будет занят использованием вилки и не нужно будет его отдельно чем-то занимать (например, детей кормят, а они играют в это время машинкой), не нужно будет просмотром мультиков заставлять малыша забыть о руках, требующих активности. Да, дети могут использовать вилку не по назначению, лепить из хлеба, отвлекаться, вставать, сбрасывать еду со стола. Это всё будет гораздо полезнее для малыша, чем просмотр во время еды чего-либо, особенно с экрана. Нужно помнить, что это временно, набраться терпения и по чуть-чуть окультуривать все эти движения, которые тоже есть естественным развитием моторики, познанием причинно-следственных связей, физических свойств предметов, познанием реакций родителей, ограничений мира и собственных физических и общественных возможностей.

Макаренко считает, что если кино смотреть очень часто, без разбора, без обсуждения увиденного, при этом пренебрегая обязанностями и другими активностями, это приведёт к негативным последствиям в развитии чувственности:

«Ребёнок привыкает к пассивному удовольствию, которое часто не идет дальше простого безвольного зрительного впечатления; он “глазеет” и только; художественные впечатления у него пробегают поверхностно, не задевая личности, не вызывая мысли, не ставя перед ним никаких вопросов. Польза такого посещения кино чрезвычайно незначительна, а иногда она обращается в большой вред. Поэтому от родителей и по отношению к кино требуется направляющее внимание, требуется постоянное руководство ребёнком…».

А теперь попробуйте перевести слова педагога на просмотр мультфильмов. В современных мультиках для самых маленьких, чаще всего, нет идеи в художественном облачении, образов, вызывающих и развивающих чувства. Критика моих слов со стороны мам может быть такой: дети учатся благодаря этим мультфильмам цветам, счёту, названиям фигур, животных, разных частей машин. Это не художественное и не культурное воспитание, а просто время для родителей и польза для ребёнка в виде его удовольствия и получения знаний. Я же отвечу, что этих знаний недостаточно, потому что они подаются в экранной форме, в форме, где ребёнок действительно только «глазеет», а не исследует и меняет — мнёт, рвёт, бросает. Педиатры, неврологи, массажисты, психологи и педагоги — все специалисты по развитию детей, кроме мультипликаторов и тех, кто эти вещи продаёт, — скажут, что развитию детей просмотр таких мультпродуктов не способствует. Да, что-то дети могут запомнить, в чём-то картинка может добавить знаний к уже существующим, но если при этом отнимается время от физического контакта с миром, от исследования предметов, их форм и свойств в реальности, от активности рук, ног и всего тела, то это вредит малышу.

Если же говорить о культурном воспитании, развитии художественного восприятия, то здесь мультфильмы, я считаю, могут помочь. Но очень важно, какие это картины. 

Еще в студенческие годы я прочла статью Василия Губанова «Осторожно – аниматоры!» или о партийности в мультипликации» про проблемы современных мультфильмов. Тогда я уже интересовалась вопросами воспитания и статья меня очень удивила. Там говорилось, что «Ёжик в тумане», по мнению психологов, гораздо больше подходит самым маленьким детям, чем современные яркие, быстрые и громкие мультики. Я же помнила, как в детстве не любила, не понимала «Ёжик в тумане». Но я поняла, что смотрела его в более сознательном детском возрасте, чем рекомендуют психологи. Малышам же этот мультфильм из-за его медленного темпа, спокойных тонов и спокойного повествования будет в самый раз. Я воспринимала мультики так, как привыкла: что мне, воспитанной массовой культурой, нравилось, то и хорошо. И даже не думала, что от конкретного возраста и индивидуальных особенностей, готовности человека к просмотру, к идеям, зависит то, как будет восприниматься мультфильм. 

Ещё из этой статьи я поняла, что в производстве мультфильмов обязательно должны быть задействованы психологи и педагоги. Или писатели и художники обязательно должны разбираться в «детских» вопросах. Иначе как сценаристы, аниматоры, режиссеры, композиторы, которые ничего не соображают в психологии и развитии детей, смогут создать действительно подходящий для детей мультфильм? Могут создать то, что продаётся, это да. Детям нравится яркое и глупое, тут не поспоришь, но будет ли это полезным для них — другой вопрос. А, по моему опыту, качественное, художественное, умное и стоящее детям нравится не меньше, особенно, если с самого начала приучать к такому, а не к простому потреблению яркого контента. Переучивать — гораздо сложнее, чем учить нормально с самого начала. Но это вопрос отдельной статьи, ведь часто без переучивания, без преодоления самых сложных сложностей вообще ничего не получается. Так что опускать руки и говорить «ну всё, здесь уже ничего не поделаешь» будет непедагогично и нелогично. Наоборот, нужно понять, что делается не так, и идти дальше, отталкиваясь от этого опыта.

Вот что говорят специалисты, которые присутствовали на диспуте, посвящённом влиянию анимации, на международном фестивале КРОК в 2011 году:

«До 3-4-х лет детей нужно ограждать от страшного. В тех же народных сказках: если и присутствует Баба-яга, то ей обязана противостоять добрая сила. Добро должно побеждать в несформировавшемся сознании ребенка. Наиболее безобидным, рекомендованным для самого младшего возраста, за круглым столом «Крока» был признан дегтярёвский коротенький фильм «Кто сказал «мяу»?», поскольку даже двухлетний ребенок знает, кто сказал «мяу», отсюда положительные эмоции: он знал это раньше щенка — он умнее щенка. И как ни парадоксально, психологи рекомендовали смотреть малышам неоднозначную Норштейнову картину «Ежик в тумане» с той точки зрения, что события в ней развиваются медленно, тона более чем спокойные — черно-белые, состояние после фильма — удовлетворенное. Считается, что даже если малыш не поймет саму историю, он в состоянии воспринять гармонию, которой пронизано это кино. В большинстве случаев информация вторична, поскольку ребенок может, еще не понимая, что происходит и что говорят, — ощущать энергию».

Эти идеи совпадают с макаренковскими. Педагог говорит, что маленьким детям нельзя читать страшные сказки про нечистую силу, истории, где побеждает зло или где сила зла затмевает силу добра. Ребёнку нужны жизнеутверждающие сюжеты и идеи, детям нужно вселять веру в собственные силы и не пугать их неокрепшую психику насилием, сверхъестественным непобедимым злом. Лучшие истории для малышей — про животных, говорит Макаренко. Всё остальное может добавляться постепенно и очень аккуратно.

«Однако самую большую угрозу для детской психики специалисты видят в том, что взрослые оставляют их наедине с неизвестными сюжетами и персонажами. Неожиданное впечатление от фильма может найти продолжение в спонтанной активности ребенка. А пугающий образ — застыть в сознании на уровне не проходящих страхов», — говорили специалисты на диспуте.

И снова Макаренко писал об этом почти столетие назад:

«Каждый кинофильм должен хотя бы на несколько минут сделаться предметом обсуждения и высказывания в семье, родители должны добиваться, чтобы и ребёнок высказал о нём свое мнение, рассказал, что ему понравилось, что не понравилось, что произвело сильное впечатление. Если при этом родители увидят, что ребёнка увлекают только внешние события, занимательность сюжета, история приключений того или другого героя, они должны при помощи одного-двух вопросов навести его на более глубокие и важные стороны кинофильма. Иногда даже не нужно задавать ребёнку никаких вопросов, а нужно только в его присутствии высказать своё мнение».

Мультфильмы, как и кино, — это мощный инструмент. Мультфильмы формируют психику ребёнка с самого раннего возраста. Если этот инструмент использовать по назначению (а не как отвлечение от физической активности), то он способен помочь родителям в воспитании. Для этого нужны контроль времени, тщательный подбор, организация коллективного просмотра и обсуждения. Для самых маленьких это могут быть комментарии по ходу дела, совместное пение песен, обыгрывание отдельных диалогов, сценок, напоминание об увиденном во время других активностей. По мере взросления это могут быть самые простые вопросы, а дальше — и вопросы морали, которые поначалу могут показаться бесполезными, но ребёнок привыкает к тому, что мы оцениваем поведение друг друга, что что-то приятно другим, а что-то нет, появляется смутное ещё пока представление и чувство, что есть добро, а есть зло.

Аниматор Гарри Бардин (режиссёр «Дорожной сказки», например) в интервью для «КГ-Портал» говорит, что с мультфильма сегодня начинается познание ребёнком мира искусства. Я не до конца согласна, у некоторых ещё начинается со сказки, книги, иллюстраций в книгах, с колыбельной, с других песен. Но в его словах есть правда, ведь очень многие сейчас начинают именно с мультиков, и есть важная идея: даже если начинается не с мультфильмов, то следующим этапом будут мультфильмы, и от их качества зависит восприятие искусства в дальнейшем, развитие чувственности человека. 

 По его словам, в мультике важно всё: музыка, цвет, композиция, кадр. Здорово, когда мультфильм на «щадящем уровне» знакомит ребёнка с классическим искусством. Очень важно, чтобы ребёнок учился распознавать полутона, а не видел только яркие контрастные скачки. Здесь я полностью поддерживаю режиссера, полутона важны во всем: в слове, в музыке, в идее. Ребёнку, как и взрослому, нужно постепенно учиться распознавать тонкие штрихи, особые формы мазков, гармонию и дисгармонию звуков, даже авторский стиль. И, конечно, учиться улавливать образы.

Иногда, когда смотришь качественные мультфильмы, кажется, что детям непонятны шутки, глубокий смысл, красота слова и изображения. Родители понимают, чувствуют, замечают трогательность ситуации, а ребёнок ведь пока не осознаёт этого. Но здесь появляется мой любимый вечный вопрос: а когда ребёнок начинает осознавать, как это заметить и как вообще это осознание появится, если не показывать, не приобщать? 

Но важнее, мне кажется, что эти понятные родителям мультфильмы нравятся им. Родители сами получают от них удовольствие. Так гораздо больше шанса вовлечённо смотреть вместе с малышом и делиться чувствами, учить его человеческим проявлениям, учить активному восприятию и осознанию. 

«Созерцание красоты пробуждает сильнейшее чувство сострадания и любви к людям», — говорит японский писатель Ясунари Кавабата. Можно проверить, насколько мультфильм, который вы смотрите с ребёнком, добр, красив и близок к искусству, решив, вызывает ли он сострадание и любовь к людям. 

Например, недавнее открытие для меня — мультфильмы про Ёжика и Медвежонка. Это истории из той же серии, что и «Ёжик в тумане» (тоже по сценариям Сергея Козлова), но другого режиссёра. Нам с ребёнком очень понравились мультики про этих героев режиссёра Юрия Бутырина. Все знают песенку про облака из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»:

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат, и опять бегут куда-то.

В мультфильме Бутырина из той же серии под названием «Зимняя сказка» важный философский смысл: Медвежонку так нравится красота вокруг, что он хочет всё съесть, чтоб красота всегда была с ним:

Ты красивый, я тебя съем и ты навсегда будешь у меня в животе! 

Так Медвежонок наелся снега и заболел. Несмотря на эгоистичный подход Медвежонка, Ёжик пытается его спасти и всю зиму ухаживает за ним. Снегирь говорит: «Брось его, он чуть солнце не съел!» А Ёжик отвечает: «Не могу!»

«Осенние корабли» про тех же персонажей — мой фаворит. Это очень серьёзный мультик про одиночество, этим он вызывает сочувствие у взрослых, а дети, между тем, не плачут и не страдают от просмотра, потому что подан мультфильм спокойно и по всем канонам детского мультфильма: дети замечают там историю про Ёжика, который хочет сделать дома море, ему не хватает для этого только кораблей, волк ему помогает. Грустные и вместе с тем шуточные, вселяющие надежду слова волка не понятны малышам, но они не вызывают страшных или пустых образов. А со временем эти слова вызовут важные вопросы:

Говорят, в Африке зимы нет… Болтают.

В известном всем мультфильме «Мама для мамонтёнка» вопрос с потерянным ребёнком решается неоднозначно со стороны родительства и ответственности в целом и однозначно со стороны любви и решения в конкретных условиях: нет больше мамонтов, но есть слоны. У слонихи не возникает сомнений, принять ли мамонтёнка. «Какой мохнатый!» — только удивляется она. И уже идёт с малышом, а он держит её за хвост, чтобы больше не потерять.

Малыши, которые смотрят этот мультфильм, точно знают: мамонтёнок потерял и нашёл маму, ура! Малыши слышат песню, которая вызывает слёзы у взрослых, и учатся различать полутона в чувствах. Взрослые смотрят мультфильм и вновь задаются вопросами, вроде: как любить всех детей, людей? Зритель сострадает и вновь учится любить, а значит — он увидел красоту. Для этого и нужны мультфильмы.

Поделюсь ещё небольшой подборкой хороших мультфильмов, которые смотрим мы с ребёнком. Их гораздо больше, нужно только задаваться вопросом и искать именно их – красивые мультфильмы. 

«Котёнок Гав»

«Чуня»

«Петух и краски»

«Неумойка»

«Теремок-теремок»

«Непослушный котёнок»

«Мешок яблок»

«Цыплёнок и утёнок» и «Три котёнка» по чудесным сказкам Сутеева

«Дівчинка та зайці»

«Умка»

«Винни Пух»

«Карлсон»

«Бегемот, который боялся прививок»

«Козлёнок, который умел считать до десяти» 

«Волк и телёнок»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.