Леся Украинка: Дочь Прометея против Сизифа

С самых маленьких лет в жизни каждого из нас живет герой, идеал, к которому так хочется стремиться, на которого так хочется быть похожим. Герой этот, чаще всего, наделен сверхъестественным мужеством, смелостью, готовностью к борьбе, к покорению новых вершин. Он всегда справедлив и готов прийти на помощь ко всем, кто в этом нуждается. Он защищает только то, что ему поистине дорого, а значит – умеет любить. И ненавидеть.  Но, так как герой – непременно человек исключительной доброты, ненависть его – это оружие против «плохих», она необходима лишь для победы всего самого светлого и хорошего…

Интересно, куда же исчезают герои, когда мы взрослеем? В детстве так легко было верить в свой идеал, добавлять ему самые нереальные качества и так легко было думать, что мы непременно останемся такими же. Но с возрастом мы начинаем понимать, что в сказки верят только дети, что пора бы уже «вырасти» и строить свою жизнь, как все «нормальные» люди. Герои детских лет постепенно исчезают, только не полностью и не навсегда. И если хорошенько подумать, любой может вспомнить это «чудо», в которое мы верили, как в себя. Правда, с каждым новым шагом, разочаровываясь в мире, в людях, окружающих нас, в себе, мы прятали свои идеалы, самих себя настоящих подальше в угол, чтоб никто никогда не узнал, чего же мы на самом деле хотели, кем мы так мечтали стать, какому героическому делу хотели посвятить свою жизнь.

Неужели, взрослея, обязательно выбрасывать из головы героев юных лет? Себя ведь не выбрасываем, и того романтично-наивного ребенка в себе выбросить невозможно тоже. Мы меняемся, и герои наши могут меняться – становится все более реальными. Мы, взрослея, наоборот, имеем все больше возможностей приблизиться к своей мечте, так как знаем уже, как именно можно действовать. Тогда сверхъестественные силы героев детской фантазии очень хорошо воплощаются в реальных жизнях настоящих людей. И сколько же обычных людей, не супергероев из фильмов, которые без помощи какого-либо сказочного волшебства, совершали такие героические поступки, о которых можно было бы только мечтать, творили такую красоту, от которой захватывало дух, создавали все то, что раньше могло казаться нереальным, сказочным сном…

И нельзя забывать, что именно из жизни берутся все сюжеты, главные герои и идеи сказок, а не наоборот. Любое волшебство – в наших руках. Но почему-то в современном мире совсем не приветствуется героизм, альтруистические поступки, следование детским идеалам, все это клеймится наивностью и таким, что совершенно не имеет никаких перспектив. И религиозная мораль всячески поддерживает такое положение вещей. Одна из десяти заповедей так и гласит: «Не сотвори себе кумира». Почему же? Наверное, потому что страшно, ведь великие люди чаще всего выступали за справедливость, боролись против угнетателей и готовы были на все ради своих идеалов. Никому же в современных условиях не нужно, чтобы люди совершали героические поступки, помогали тем, кто в этом нуждается, а главное – необходимо чтоб никто не мыслил так, вроде бы какая-то справедливость и мечты детства о победе добра – реальны и осуществимы.

Но история, реальная жизнь показывают нам совершенно другую картину: никакие поистине героические поступки, что совершались не из эгоистических побуждений одного человека, а имели значение для всего человечества, не были забыты и просто не могут считаться ненужными. Подтверждением этому есть примеры гениальных людей, которые, независимо от эпохи, независимо от области своих познаний, разработок и творений, искали истину, стремились найти то, что могло бы облегчить и улучшить жизнь людей, посвящали полностью себя служению своей идее и борьбе за осуществление мечты. И только зная о таких реальных героях, о их жизни, о их влиянии на мировую историю, мы можем научиться жить, стремиться и верить. Верить, что героем быть действительно возможно, что волшебство и чудо – это не выдумки, это настоящая жизнь. Главное понимать, за что и как бороться. А об этом нам как раз и могут поведать великие люди.

Одним из таких гениев, героев и великих вдохновителей является украинская поэтесса и писательница – Леся Украинка. Именно про нее я бы хотела говорить здесь, потому что сама ее жизнь – это уже подвиг, а идеи и мир образов, единство красоты и правды в ее творениях – достойны уважения и восхищения. И, что самое важное, жить она могла только так – каждый день преодолевая новые преграды и препятствия. Ее вечная борьба – начиная от личной борьбы со своими недугами и заканчивая борьбой за справедливость и жизнь настоящую для всех людей – это могущественный идейно-чувственный бой нежной и хрупкой девушки, который сильнее любой армии циничного разума или не совсем осмысленных красивых взглядов сильных и состоявшихся на литературном поприще писателей-мужчин. И это не борьба одного отдельного человека. Жизнь сама дает такого борца, такого героя для своего народа, который показал бы, что есть нечто другое, высшее и большее, чем имеет простой украинец. А поймет ли народ мысли Украинки, услышит ли ее крик, увидит ли образ настоящего в ее творениях, поймет ли ее любовь, ее патриотизм, ее красоту и жизнь – это зависит от самого народа, от каждого из нас.

Для того, чтоб понять своего героя, знать, что не волшебным образом он стал именно таким, каким мы его можем видеть, а что для этого он прошел некий путь своего становления, необходимо знать, как же он жил, что повлияло на его взгляды с самых ранних лет.  Тогда мы точно сможем сказать, что именно обычные люди, а не герои сказок, могут стать самыми необычными великими творцами.

Леся Украинка (Лариса Петровна Косач) росла в достаточно обеспеченной семье. Ее мать – писательница Елена Пчилка (Ольга Петровна Косач), сестра М. Драгоманова, а отец – Петр Антонович Косач – образованный помещик, хорошо осведомленный в литературе и живописи. Воспитание детей в семье Косачей отличалось от присущего людям их положения. Образование Леся получала дома. Ее мать хотела оградить детей от неблагоприятного влияния дворянских семейств. Ольга Петровна научила детей рано читать, писать и сама дала детям необходимые знания, которые они могли бы получить в школе. Елена Пчилка старалась всесторонне развивать детей, и акцент в домашнем образовании делался на культуру, искусство, а также на историю. Еще лучше детьми воспринимались уроки истории их страны, когда мать возила их по разным исторически известным местам Украины и рассказывала о борьбе украинского народа за свободу, показывала места сражения, места, где свершались подвиги, жили выдающиеся люди и происходили судьбоносные происшествия.

Семья Косачей была нерелигиозной, и детей никто не принуждал к обрядам, которые были так неприятны маленьким детям (Леся вспоминала, что намного интереснее было поиграть, попеть песни, нежели ходить в церковь или молиться иконам). Родители маленьких Косачей воспитывали своих детей в демократичном духе, чтобы они не выросли капризными господами, чтобы не презирали простой народ. Одна женщина, которая жила по соседству с семьей Косачей в Луцке рассказывала, что как-то, проходя мимо их дома, увидела детей и очень удивилась: маленькие Косачи были одеты в простую одежду, вышитую по волынскому образцу, мальчик был пострижен как крестьянские дети – просто и коротко, да еще и говорили они по-холопски! Женщина не могла поверить, что это не крестьянские дети.

Ольга Петровна хотела воспитывать Лесю и ее братьев и сестер на родном языке, чтобы они были ближе к народу и его истории. Но необходимой литературы на украинском языке не было. И мама Леси составила книгу «Украинским детям», в которую вошли ее переводы лучших русских и польских писателей. Также Ольга Петровна считала, что фольклор необходим в образовании для того, чтоб воспитать историческое чувство, чувство справедливости и гуманизма. Поэтому Леся хорошо знала историко-бытовые, народные песни и думы, что также развивало в ней поэтические и музыкальные способности.

С детства Леся замечала несправедливость по отношению к людям, которую совершали те, кто держали простой народ, как свою собственность, в нечеловеческих условиях. Тогда Леся не могла понять, почему же, чем больше кто-то унижал и делал невыносимой жизнь людей, тем ниже ему кланялись эти униженные и оскорбленные.

Чтобы быть ближе к людям, понимать их обычаи, жизнь, семья Косачей часто ездила в глухие, заброшенные деревни тогда, когда там происходили самые интересные события – когда атмосфера народных обрядовых праздников заполняла все вокруг.

В один из таких дней, когда Леся пошла на речку посмотреть на обряд освящения воды, она промочила ноги. Мороз на улице был сильный, а побегать, согреться или уйти от воды невозможно – люди стояли плотной стеной. Когда Леся наконец смогла выбраться из толпы и бежать домой, валенки ее так оледенели, что она едва могла передвигаться. Так пришла к ней в столь юном возрасте беспощадная болезнь – туберкулез (сначала костей, потом легких и почек), который лишил ее беззаботного детства, радостей юности и мучил до конца жизни…

Интересно, что писала ее сестра Ольга по этому поводу. Она говорила, что Леся после этого происшествия слегла, и у нее так болела правая нога, что девочка, несмотря на то, что уже тогда была терпимой к боли и никогда не плакала – здесь не выдерживала. А Лесе тогда ведь было всего десять лет. Какая же сила воли, какое мужество зарождалось в этой маленькой девочке!

Так как Лесе было дано всестороннее образование в детские годы, она не только в раннем возрасте начала писать довольно осознанные стихи на недетскую тематику, она также начала проявлять свой талант в музыке. Любовь к музыке привила Лесе жена Н. Лысенко – Ольга Александровна. Леся очень быстро осваивала все тонкости и таинства этого вида искусства и радовала свою учительницу легкостью восприятия занятий по теории и композиции. Все в семье Косачей с интересом наблюдали за свершениями Леси и пытались угадать, чему же она посвятит свою жизнь и где сможет проявить свой талант лучше. Но операция на руке, которую пришлось сделать из-за болезни, лишила маленькую поэтессу возможности стать, может быть, не менее выдающейся личностью в музыкальной области.

Из-за болезни Леся не могла дальше учиться в гимназии, как ее братья и сестры, поэтому родители договаривались со студентами об обучении дочери дома. Очень легко и быстро она осваивала языки. Украинский, русский, латынь, греческий, польский, французский, английский, немецкий, итальянский – языки, которыми свободно могла распоряжаться в своей деятельности Леся Украинка (и в конце жизни Лариса Петровна начала изучать испанский язык). Такая способность к языкам очень помогала юной поэтессе, ведь книг на родном языке практически не было, а знакомство с мировой художественной, научной, публицистической литературой имело огромное значение для творчества Леси Украинки, для становления ее взглядов и для ее практической деятельности.

Так как Леся сама столкнулась с проблемой отсутствия книг на родном языке и, будучи человеком небезразличным к другим людям, она решила, что украинскому читателю нужно дать возможность ознакомиться с лучшими образцами мировой литературы. Так возникла идея создания целой библиотеки мировой литературы на украинском языке. В этом помогла «Плеяда» – творческое объединение молодежи, выросшее из эпизодических собраний и творческих вечеров в семье Косачей, на которых обсуждались рукописи, проводились литературные игры. «Плеяда» поддержала идею переводов, и Леся составила список литературных произведений, которые она считала обязательными для прочтения всем украинцам. Как для восемнадцатилетней девушки, багаж знаний в области литературы был огромен, а выбор книг свидетельствовал о качестве ее познаний.

Талант поэта, а также качества человека-борца за справедливость проявились у Леси очень рано. Первое свое стихотворение – «Надежда» – поэтесса написала в девять лет. В этом произведении маленькая Леся пишет о переживаниях своей тети Елены Косач, которая была сослана за участие в революционном движении. Услышав в разговорах взрослых о том, что женщина находиться в ссылке, фантазия девочки очень правдиво и со всей серьезностью дорисовала переживания этой женщины, ее горечь и тоску по родине.

Первые стихи поэтессы, а также стихотворения Елены Пчилки, сборник рассказов Н. В. Гоголя, которые перевели на украинский язык Леся и ее брат Михаил, были напечатаны в 1885 году в журнале «Зоря». После вечера в кругу семьи, где зачитывались строки из этих произведений, Леся, оставшись одна, раскрыла «Зорю», перечитала свои стихи несколько раз. Затем открыла «Кобзарь» и наткнулась на строки о пророке, посланном на землю доносить правду до народа. Тогда четырнадцатилетняя девочка решила, что истинный поэт должен быть пророком и слова его должны быть такими, чтоб «зажгли огнем незримым». Но где найти такие слова, Леся не знала. Она достала тетрадь со своими стихами, перечитала каждую страничку. А затем разорвала тетрадь.

Три года после этого Леся ничего не писала. Она решила вначале получить знания, необходимые для того, чтоб находились нужные слова. Она полностью погрузилась в учебу, несмотря на свою болезнь. Она лечилась и училась: в больнице, в дороге, дома Леся была неразлучна с книгами. К счастью, она имела доступ ко множеству библиотек разных городов мира.

Леся Украинка отличалась скромностью и никогда не считала себя лучше других, наоборот, всегда пыталась исправить в себе любой недостаток, особенно, если это касалось знаний. Однажды, преодолевая боязнь того, что ее образования может быть недостаточно для общения с таким выдающимся человеком, как Михаил Драгоманов, Леся все же решилась и написала письмо своему дяде. После этого началась их переписка, благодаря которой Леся узнавала о новых изданиях, о важных событиях, о том, что ей нужно прочесть для ознакомления с какой-нибудь волнующей проблемой. Самообразование Леси проходило успешно во многом благодаря М. Драгоманову и ее постоянному стремлению к познанию.

Из-за болезни Лариса Петровна много времени проводила в больницах, в санаториях, ездила по разным городам Украины и других стран мира в поисках лучшего лечения, да и вообще – места, где она могла бы лучше себя чувствовать. Но где бы она не находилась, какими бы сложными не были операции, какими бы неприятными не были процедуры, каждую свободную минуту она проводила с книгой, больничная палата ее всегда превращалась в библиотеку. И, что очень важно, несмотря на страшную боль, на постоянные процедуры, перевязки, принятие лекарств, она не думала о своей болезни, не жалела себя: ее не интересовало собственное здоровье, но она всегда пыталась прислушаться и узнать о состоянии ее народа, о жизни людей. Она горячо переживала все недуги, принимала близко к сердцу все беды простого люда и считала, что ее беды – ничто по сравнению с несправедливостью, что творится в мире.

Что же довольно обеспеченный человек, который, казалось бы, не должен сталкиваться с проблемами бедных людей, может находить в этих проблемах? Как такой человек может их понимать? Как возможна любовь к тем, кто явно не из круга общества образованного человека, кто не умеет читать и писать, а кроме земли и грязи ничего не видит, и даже этой грязью по собственной воле распоряжаться не может? Видимо, как раз образованный, интеллигентный и всесторонне развитый человек, не ограниченный предрассудками, познания которого глубоки в различных сферах, а особенно – в искусстве (что наилучшим образом показывает жизнь со всех его сторон), только такой человек по-другому жить просто не мог бы. Такой человек обязательно придет к тому, что такая жизнь народа – это ненормальное положение вещей, он почувствует, что возможна другая жизнь – настоящая, справедливая, счастливая. Такой человек и будет «кричать» любым способом, указывая на ненормальность положения, и будет добиваться всеобщей справедливости таким образом, каким ему позволяют возможности и силы. Чем выше человек в своем духовном положении, чем выше в чувственных проявлениях, чем богаче его мир знаний, идей и образов, тем чаще его сердце начинает биться быстрее при встрече с любой несправедливостью в мире. Только такими и есть настоящие герои…

Леся Украинка с детства научилась мыслить образами и в дальнейшем писала, что по-другому уже не может – она и образы, что сопутствуют ей везде – неразлучны. Именно благодаря такому мышлению, при помощи художественного слова, Леся Украинка как раз и проявляла себя как настоящий герой, побуждающий к действиям, как идеал, к которому хочется стремиться, вождь, за которым хочется идти.

В своем произведении «Грішниця» Леся в очень удачных образах и в то же время достаточно отчетливо изображает «белую войну» – жизнь с ее постоянной борьбой противоположных, враждующих классов. В такой жизни она указывает на якобы «невидимую» несправедливость, нечестные способы борьбы, ведь простые люди не имеют никаких средств для такой «войны». Здесь же отчетливо выражена роль одного человека в борьбе против нечестности такого противостояния.  Главная героиня произведения – «грішниця» – готова пойти на все, ради своей цели – освобождения угнетенных. Она взрывает вражескую крепость, но там не оказывается ни одного врага. Девушка попадает в больницу, и там за ней присматривает монахиня. Та говорит ей о том, что убийство – это страшный грех, что ненависть нужно изгнать из своего сердца и любить всех, как любил Христос. Но грешница говорит, что ее «любовь ненависти научила» и рассказывает, почему она так ненавидит все то, что причиняет боль ее любимым. Тогда монахиня говорит ей, что бог простит грешницу и в ином мире она встретиться с родными, о которых девушка не думала, когда все ее мысли были заняты той «страшной» идеей. Грешница же отвечает, что монахиня верит в рай и ад, что даже в ином мире не могут люди быть равными, а грешникам явно не место там, где будут праведные.

Все же молодая девушка, что совершила такой отверженный поступок ради счастья ее народа, но оставляя лишь боль для своих родных (так как разбить врагов ей не удалось и ее ждет смерть), не считает, что все ее лучшие порывы не имеют никакой ценности:

Дарма! нехай умру, та думка не умре!
В таке безсмертя й я привикла вірить.

В образе такой смелой девушки можно увидеть и саму Лесю. Она не раз жалела, что из-за состояния своего здоровья не может быть в рядах тех революционеров, что не словом, а делом боролись за свободу. Но ее «думка», ее идеи, что не менее важны для ее народа, не умирают и имеют огромное влияние на революционную мысль в мировой культуре.

Но где же могут лучше проявиться поистине героические – революционные идеи творца, как не в чувствах, а именно – в любви. С детства мы знаем, что наши герои, идеалы, к которым мы стремимся, наделены необыкновенной способностью любить. Почему необыкновенной? Потому что любовь их отличается от обыкновенной, от той «любви», что мы привыкли видеть вокруг. У Леси Украинки чувство любви – это совсем не то, что понимали под этим словом ее современники и что подразумевает мораль наших дней. Но самое важное, что она не просто создала образ такого чувства из «ничего». Любовь в ее произведениях – это ее собственные чувства, это ее личная жизнь; каждый образ, в той или иной мере, соответствует действительности. А неординарные для обывательского сознания мысли, героические поступки главных героев – это не выдумки одного человека, а осознанное, подкрепленное опытом всего человечества, виденье настоящей жизни.

В ее работах часто прослеживается понимание любви и ненависти как неразрывно связанных друг с другом чувств. Но ее ненависть – это не тупая злоба, не прямое проявление жестокости, не страшная и беспощадная, неразборчивая месть. Ненависть в произведениях Леси Украинки представлена совершенно по-другому. Как раз чувство ненависти у поэтессы рождается только благодаря любви. И, когда существует настоящая любовь, как бы не хотелось, но от ненависти невозможно уйти. Ненависть ко всему, что мешает проявлению самых прекрасных чувств – вот то чувство, что необходимо для борьбы, для преодоления пассивного существования, для качественных изменений.

Ярким примером таких, тесно связанных между собой, чувств есть драматическая поэма «Одержима». Эту поэму Леся написала за одну ночь, когда на ее руках умирал ее любимый человек – белорусский революционер, активный участник социал-демократического движения Сергей Мержинский, которого тоже убивал туберкулез. В этой поэме Леся изображает всю силу любви как раз в проявлении ненависти. Ненависти к тому, что может забирать самое дорогое, что есть у человека, к тому, что несправедливо по отношению к этому самому дорогому, а, таким образом, несправедливо и к самому человеку. Образ Мириам – это сама поэтесса, которая готова отдать жизнь за Мессию (образ Мержинского) и проклинает всех тех, кто хочет его распять. Образ Мержинского не зря воплотился в Мессии, ведь как Мессия жил на земле для того, чтобы отдать жизнь за всех людей, Мержинский жизнь свою посвятил борьбе, посвятил идее, что предполагала равенство и счастье для всех. Мириам не может смириться с тем, что люди так просто приняли настолько страшную жертву:

А може, потім зійдуться докупи
тепленьким словом згадувать про того,
про кого за життя так мало дбали!
Ох, як би я тепер хотіла кинуть
отрутними словами їм в обличчя,
немов гарячим приском! Хай би очі
їм випекло, ті очі безсоромні,
що сміли тут дивитися на муку
того, чийого всі не варт мізинця!
Я знаю, що якби з’явилась я,
ненавистю спотворена в обличчі,
вони жахнулись би і запитали:
«Яке тобі до всіх нас діло, жінко?»
І я на те… що я на те сказала б?
Я б мусила мовчати, бо ненависть
не має голосу на поминках того,
хто всіх любив і всіх прощав…

В разговоре со Стариком отчаянно любящая женщина говорит, что на ней нет того «кровавого пятна», как на всех людях, которые не пожелали отречься от спасения такой ценой – ценой жизни другого человека, чистого и невиновного ни в чем. Когда Старик спрашивает, как на ней не может быть такого же «пятна», как на всех, Мириам отвечает: «Ненависть спасла от греха». В этом же произведении Леся опять противостоит религиозной морали, которая противоречит настоящим человеческим чувствам, и показывает весь цинизм такой веры:

С т а р и й
Він сам казав нам ворогів любити.
М і р і а м
А ви й зраділи! так вам безпечніше:
душа врятована та й тіло не загине!

Наиболее красивым, интересным с художественной точки зрения, драматически сильным и насквозь пронизанным чувствами произведением Украинки является сказка-феерия «Лісова пісня». В этой сказке Лесе удалось в нереальных, мистических, загадочных образах как раз показать наиболее универсальный образ любви, и ухватить конкретно-исторический момент в развитии этого чувства. Здесь же Украинка прекрасно раскрыла проблему семьи, необходимость которой проистекает из нужды в рабочих руках, в удовлетворении бытовых проблем и продолжении рода – то есть в будущем наследнике хозяйства и в присматривающем за теми, кто уже работать не сможет. Ни о какой любви или высших чувствах здесь речи быть не может. Но противоположным образам обычных людей того времени есть образ Мавки – лесной царевны, которая отдала свое сердце простому хлопцу – Лукашу. Ее любовь – это то настоящее чувство, за которое стоит бороться. Ради него она готова была отказаться от жизни вечной и облачиться в людское тело. Но ее борьба – тщетна. Так как сам Лукаш сомневается в правильности своего выбора и, в конце концов, поддавшись влиянию матери, сдается. Он легко отказывается от тех чувств, что некогда переживал с Мавкой, и становиться на сторону здоровой и работящей женщины, которая легко и весело берется за любую работу по хозяйству, и также не стесняется непринужденно взяться и за самого Лукаша. Мавка, не выдержав такого удара, погибает. Но она не винит Лукаша. Ее любовь – безгранична. А условия, в которых живут люди, не дает возможности ей проявлять свои чувства и быть счастливой. В этих условиях нет места настоящей искренней любви, но любовь эта живет в образе Мавки, она не умирает и не умрет никогда:

Ні! Я жива! Я буду вічно жити!

Я в серці маю те, що не вмирає.

Вот такой живой, безграничной, не взирающей на предрассудки и любые преграды любовью обладает великий человек. И, главное, что герои таких повествований о настоящих чувствах, как «Лісова пісня», «Одержима» – реальны. Сама Леся, как и Мавка, как Мириам, была готова на все ради своего любимого – Мержинского, и желала бы сама отдать за него жизнь и все, что только могла. Возможно, если бы она не писала и не превращала все свои чувства и переживания в слова, она не смогла бы дальше жить без столь дорогого ей человека. Ведь этот человек не просто был для нее лучшим другом, он дал ей то, что в то время никто другой дать не смог – он показал ей сущность настоящего революционного движения за те социальные преобразования, что так необходимы обществу, открыл перед ней пути и возможности новой жизни, поведал ей о том светлом будущем, о котором так мечтала молодая поэтесса для всех людей. Леся чувствовала, что любовь – это не только любовь к одному человеку, чувствовала, что необходимо любить все человечество, чтоб уметь любить одного. А Сергей Мержинский помог ей осознать это, он был той настоящей любовью, ради которой стоит жить на свете.

Во многих своих произведениях Леся Украинка говорит о наивысшем счастье для человека, о лучшем проявлении человечности, как о подвигах и жертвах ради кого-то чего-то важного. В понимании поэтессы счастье – отдать жизнь за друга. Друг в разных контекстах у нее – это и любимый человек, и товарищ, и любой, кто в этом может нуждаться, и даже идея, которая включает в себя жертву ради всех людей. Такой высшей степени гуманизм, такое понимание счастья, такое желание всегда действовать и быть готовым на все ради счастья другого человека – это то, что присуще главным положительным героям произведений Леси Украинки, это присуще образу ее идеального человека.

Гуманизм, любовь Леси Украинки не сводятся также и только к любви к украинскому народу, к патриотизму, в обычном понимании этого слова. Человек, имея такие знания, с таким миром чувственного восприятия просто не может не любить все человечество. Ее познания в различных сферах и собственный опыт, ее детские годы и близость с народом, с его творениями и жизнью, ее путешествия по разным городам Европы, Азии и Африки, дали ей понять, что любовь к своей стране – это, прежде всего, любовь к тем людям, которые трудятся на этой родной земле. А такие трудящиеся люди живут в разных странах, имеют разный цвет кожи, говорят на разных языках. Но объединяет их одно и то же – их труд, их чувства, их человеческая сущность. Писательница не только с помощью чувств, будучи человеком, по-настоящему умеющим любить, чувствующим, что любовь эта не может ограничиваться семьей или страной, но и на теоретическом уровне принимала интернационализм и понимала, что борьба за свободу – это не только борьба за независимость Украины или за освобождение от угнетения ее народа.

Леся Украинка работала над переводом на украинский язык труда К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии», который призывает к соединению трудящихся всех стран. Изучение теории социализма, работа над философскими трудами известных ученых повлияли на взгляды Леси. В своем стихотворении «Досвітні огні» Леся высказывает свое мнение о роли рабочего класса в обществе. Здесь ясно выражены самые важные мысли внешне слабого и хрупкого борца, но внутри сильного идейного наставника. В этом произведении поэтесса призывает к действиям тот класс, который может что-то изменить:

Привиддя лихі мені душу гнітили,
Повстати ж не мала я сили…
Зненацька проміння ясне
Од сну пробудило мене, –
Досвітні огні засвітили!
Досвітні огні, переможні, урочі,
Прорізали темряву ночі,
Ще сонячні промені сплять, –
Досвітні огні вже горять.
То світять їх люди робочі.
Вставай, хто живий, в кого думка повстала!
Година для праці настала!
Не бійся досвітньої мли, –
Досвітній огонь запали,
Коли ще зоря не заграла.

Украинка была также хорошим публицистом. Хоть она и говорила, что публицист из нее не удался, но ее публицистические работы очень важны для литературной жизни того времени и для нас сейчас. В своих рефератах, статьях, письмах она излагала мысли по поводу того или иного события, осветляла ту или иную проблему, когда считала это крайне важным и необходимым.

В Статье «Государственный строй», написанной для французской газеты «Реформа», писательница осуждала тех, кто говорил, будто не все люди могу жить свободно, что испокон веков были, есть и будут существовать антагонистические классы подданных и господ, и что так и должно быть. Она говорила так: «Пусть даже и правда, что не все люди способны жить свободно, но какие же это люди? Это или душевнобольные, сумасшедшие, которых, безусловно, следует содержать в лазарете под надзором, чтобы они не сделали какой беды себе или другим, ибо они, конечно, невменяемые.

Или это люди, которые не хотят признавать чужих прав и для своей наживы убивают, грабят и мучают других людей… Это преступники, и от них надо защищаться судом, правом и законом, а если суд, право и закон не защитят, тогда какими угодно средствами, хотя бы и собственной силой».

А в приложении к книге польского социалиста Шимона Дикштейна «Кто с чего живет», Леся в доступной форме изъясняет пути и способы борьбы пролетариата за свободу, опираясь на труды Маркса и Энгельса.

Лариса Петровна прекрасно проявила себя и как литературный критик. В своей статье «Утопия» в беллетристическом смысле», она развенчивает неправдивое изображение социалистического общества. В своих статьях и письмах, которые касались новых течений в литературе, она все время писала, что авторы не могут соединять красоту и правду. Правда в художественных творениях – это для нее содержание произведения, а красота – это его форма. И Леся считала, что одно без другого существовать в истинной литературе не может: «Когда же появится искренний художник и покажет нам на «неизменном человеческом фоне» новые картины вполне художественной правды и неотрешимой от нее красоты».

Статьей-ответом на возмутившее ее событие была «Голос русской узницы». В 1896 году Николай ІІ совершал путешествие по Европе. Наиболее восторженно и со сверхвозможными почестями принимала царя Франция. И главное – и писатели, артисты, композиторы – люди, которые более-менее являются независимыми от власти и всех интриг – воздавали столько же почестей, как и официальные лица. Здесь Леся не могла сдержаться. Она молниеносно написала статью, которую просила самым быстрым образом опубликовать во французской социалистической прессе. В этой статье она все свое возмущение и гнев направила на писателей, поэтов и артистов Франции, услужливо преклоняющихся пред царем:
«Позор лицемерной лире, льстивые струны которой наполняли аккордами залы Версаля… Позор вольным поэтам, которые перед чужеземцем бряцают добровольно надетыми на себя цепями. Неволя еще мерзостней, когда она добровольна…»

Французские писатели в своих горячих речах восхваляли величество Николая II, называя его великим монархом великой империи. На это Леся отвечала так:
«Знаете ли вы, знаменитые собратья, что такое убожество страны, которую вы называете такой великой?.. Да, Россия величественна, русского можно сослать даже на край света, не выбрасывая за государственные границы. Да, Россия величественна: голод, невежество, преступления, лицемерие, тирания без конца, и все эти страшные несчастья огромны, колоссальны, грандиозны».

Такой правдивой, смелой, сильной и чувственной была Леся Украинка. Она никогда не боялась сказать правду, даже если правда эта могла кому-то не понравиться, она не боялась острых слов в адрес тех, кто этого заслуживал. Главным приоритетом для нее была справедливость. И вся ее жизнь была отдана борьбе против несправедливости. Но на протяжении этой борьбы каждый новый шаг, вся ее жизнь во всем соответствовали ее принципам. Боролась она не только словом, но и делом. И преодолевала не только собственные болезни и недуги, не только боролась со смертью каждый день, но и со всеми возможными человеческими недостатками в себе. Из ее писем сестре, матери, подруге, друзьям и всем, с кем она поддерживала длительные отношения, можно понять, что Леся думала и переживала о чем и о ком угодно, но только не о себе. Лишь для того, чтоб успокоить волнующихся родных и близких, Лариса Петровна коротко отписывала им о состоянии своего здоровья, чаще в шуточной форме и приукрашая истинное свое самочувствие. Зато в любой ситуации, даже самой незначительной и такой, в которой можно было бы проявить эгоизм (например, как переезд в комнату сестры из-за состояния здоровья), Леся продумывала все до мельчайших подробностей, чтоб не дай бой не причинить неприятность кому-либо. Везде и всегда поэтесса проявляла неисчерпаемую силу любви, сострадания и понимания к каждому, кто мог бы нуждаться в этом. Такая поистине героическая всеобъемлющая любовь только и могла бы породить такого гения с его творениями и не давать смерти столь долгое время, как для ее болезни, забирать великого человека у ее народа.

Сила воли и неумирающая любовь этой больной девушки поддерживали ее в каждом ее новом бою, и жизнь Леси Украинки подарила ее наследникам и будущим поколениям такую силу мысли, такую красоту художественной формы, такую правду и идею, которые могут оставить только самые настоящие герои, здоровые и сильные люди, неотягощенные никакими недугами. Но именно Леся, слабая, на первый взгляд, молодая женщина, показала, что героем может стать каждый, что героями становятся только в процессе неустанного труда, борьбы с собой, со всеми жизненными трудностями и с любой несправедливостью, что может тревожить человеческое сердце.  И она не просто никогда не боялась трудностей, она твердо и неустанно верила в победу справедливости, в непременный результат ее чистых побуждений, ее деяний и бессмертия мысли:

Я на вбогім сумнім перелозі
Буду сіять барвисті квітки,
Буду сіять квітки на морозі,
Буду лить на них сльози гіркі.
І від сліз тих гарячих розтане
Та кора льодовая, міцна,
Може, квіти зійдуть – і настане
Ще й для мене весела весна…
Я на гору круту крем’яную
Буду камінь важкий підіймать
І, несучи вагу ту страшную,
Буду пісню веселу співать…
Так! я буду крізь сльози сміятись,
Серед лиха співати пісні,
Без надії таки сподіватись,
Буду жити! Геть, думи сумні!

И кто же еще мог так восхвалять смелость, храбрость и радость жизни, радость борьбы и несокрушимо верить в победу весны, жизни и всего самого светлого и прекрасного, как не настоящий герой и великий человек – Леся Украинка?

Источник: propaganda-journal.net

1 коментар

  • Леся Украинка — одна из немногих украинских авторов, произведения которых понятны и актуальны спустя сто лет после их создания. Кто ещё? И. Нечуй-Левицкий, Мария Вилинская… Мало того, сквозь строки чувствуется биение большого, честного сердца.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *